Сообщение №63. Библия в познавательно-поведенческой психотерапии
Посилання видалено
Уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы рассмотрим одну из главных тем в познавательно-поведенческой терапии – изучение Библии.
Библию можно изучать самостоятельно, читая специфическую литературу, помогающую интерпретировать её, можно изучать в «Библейских школах», организованных при евангелистических христианских церквях, в «домашних группах», когда собираются люди, желающие познать истину, а также на занятиях с психотерапевтом. Повышение уровня сознания является главенствующим при лечении всех заболеваний.
Библия – это один из древнейших литературных памятников, вобравших в себя мудрость многих и многих предшествующих поколений наиболее образованных людей, занятых поиском духовного начала, духовного основания, стержня в человеке, открывших миру законы нравственности и нормы поведения в обществе, без соблюдения которых homo sapiens очень быстро дичает, вырождается душевно и даже физически. Используя библейские заповеди, притчи, мудрые мысли вне контекста веры или неверия в Бога, психотерапевт стремится опираться исключительно на разум пациента, на их здравый смысл, на что сразу и акцентируется внимание.
Прежде чем подойти к изучению библейских заповедей, пациенты должны понять структуру личности:
Посилання видалено
Тело – это физическое тело.
Душа – это интеллект, чувства, воля.
Дух – мировоззрение, нравственно-этические принципы, установки, определяющие поведение человека.
Основной темой занятий является трихотомическая концепция личности человека, взаимосвязь и взаимовлияние всех её составляющих. Особенно делается акцент на влияние духа, духовности на душевное и физическое состояние человека. Левое полушарие головного мозга является ведущим в осуществлении процессов абстрактной, символической, интеллектуальной деятельности. Правое – в реализации конкретно-абстрактного мышления, эмоциональной деятельности.
При бесплодии встречаются все синдромы: астенический, астено-депрессивный, фобический, ипохондрический, истерический, - это всё правополушарные нарушения. Объясняется значение заповедей.
Каждая из 10 заповедей наполнена глубоким смыслом.
Вера – это сила духа, стержень личности человека. Без этой объединяющей, мобилизирующей силы человек лишен цельности, аморфен, слаб, он суеверен, готов поверить во все колдовства, гадания, приметы. Знамения. Суеверный – это человек без опоры, мятущийся, суетливый, беззащитный.
Истинная вера находит постоянное подтверждение своей правоте. Постижение истин библейскими мудрецами основано в том числе и на опыте, наблюдении, анализе. Откроем Книгу Екклесиаста, 1,6: "Идет ветер к югу, и переходит к северу, кружится, кружится на ходу своем, и возвращается ветер на круги свои". В наше время всякий телезритель в программе "Погода" видел на фотоснимке из космоса огромную спираль - циклон, и ему ясно, что ветер кружит, а не дует по прямой. Но царь Соломон не мог этого видеть, а наблюдать - да, умозаключать - да. Кроме того, и это особенно важно, закон касается не только ветра, а всего развивающегося в мире. 1,7: "Все реки текут в море, но море не переполняется; к тому месту, откуда реки текут, они возвращаются, чтобы опять течь". Казалось бы, проще простого, известный уже третьекласснику закон круговорота воды в природе. Просто, как колесо, изобретенное в доисторические времена неизвестным гением. И опять, как в предыдущей истине, закономерность носит глобальный характер.
При обсуждении этих "простых" истин мы предлагаем пациентам изложить на этом или следующем занятии нечто важное, открытое ими лично, хотя бы одно.
Многолетние наблюдения показали, что кроме чего кухонного, бытового, что, замечу, уже прекрасно, редко случались изобретения научно-технического характера. Но и самые важные из них не шли ни в какое сравнение с обсуждаемым. 1, 8: "Все вещи в труде; не может человек пересказать всего; не насытится око зрением, не наполнится ухо слушанием". А вот это уже прямо касается наших пациентов. Первая часть истины нашла продолжение четыре столетия спустя: "По плодам их узнаете их" (Матф., 1, 30); то есть, предупреждает Иисус, не по словам - "по плодам". Просто? А как часто пациенты, забывая эту вечную истину, обма*нывались в своих ожиданиях, что вызывало переживания, которых можно было избежать.
Во второй части истины сформулирован закон неизбежной потери, искажения информации (визуальной, аудиальной). Проще говоря, если первый человек передаст по цепи описание чего-либо, то сотый вернет ему заметно искаженное описание, даже если все 100 старались точно его передать. Нечто подобное было сформулировано недавно авторами нейро-лингвистического программирования. Применительно к нашим пациентам, среди которых мнительность, тревожность, неуверенность, отнюдь, не редки, а, стало быть, имеются все условия для искажения воспринимаемой чувственной или ментальной информации (внешней, внутренней), изучение этого феномена и тренинг, основанный на рациональном расчете, приносит положительный эффект. Окунаясь в мир мудрых мыслей Соломона, постоянно чувствуешь, что это был некогда живой человек со своими страстями, успехами и неудачами, взлетами и падениями. Чего стоит: "И возненавидел я жизнь: потому что противны стали мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все - суета и томление духа!" (Еккл., 2,17) - содержащие явно депрессивный аффект. Но, оказывается, и в этом мудрец видит пользу: "Во дни благополучия пользуйся благом, а во дни несчастия размышляй;" (Еккл., 7,14). Весьма полезен этот мудрый совет депрессивным пациентам. Действительно, рассуждаем мы, беседуя с ними, ведь когда у вас было весело на душе, и жизнь била ключом, разве тогда вы были способны углубиться в те размышления, те проблемы, которые вас занимают сейчас? А ведь в этом есть своя польза. Размышляя, человек постигает мудрость, которая делает его сильнее и в итоге: "...Мудрость человека просветляет его лицо, и суровость лица его изменяется" (Еккл., 8,1) - напоминаем мы пациенту. Следует еще учитывать, что, как было сказано четыре века спустя, "от скорби происходит терпение, от терпения опытность, от опытности надежда" (Посл. к римл. св. a п. Павла, 5, 3 - 4). Но, к счастью, все течет и все меняется или, как сказал мудрец: "Всему свое время...". Перечисляя закономерно меняющиеся этапы в жизни человека (Еккл., 3, 1 - 8) подчеркиваем: "Время плакать, и время смеяться; время сетовать, и время плясать;" - добавляя от себя в конце: "Время болеть и время выздоравливать".
У многих пациентов причинами, обусловливающими их невротическое состояние, явились неправильные взаимоотношения с людьми (соседями, сотрудниками, кем-то), в чем они во многом повинны сами и чего могло бы не произойти, воспользуйся они мудрыми словами Соломона: "Честь для человека отстать от ссоры; а всякий глупец задорен" (Пр., 20,3). "Благоразумие делает человека медленным на гнев, и слава для него быть снисходительным к проступкам" (Пр., 19,11). "Кто ожесточает сердце, тот попадет в беду"" (Пр., 28,14). Следует при этом еще знать, что "человек милосердный благотворит душе своей, а жестокосердечный разрушает плоть свою" (Пр., 11,17), что подтверждают новейшие достижения науки, равно, как и: "Кроткое сердце - жизнь для тела, а зависть - гниль для костей его" (Пр., 14, 30). "Кроткий язык - древо жизни, но необузданный - сокрушение духа" (Пр., 15, 4).
Часто приходится замечать, что пациенты ввязываются в конфликтную ситуацию с людьми, которых следовало бы избегать или, во всяком случае, игнорировать. Мудрые советы Соломона в этих случаях весьма кстати: "Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость" (Пр., 15, 1). "Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным ему. Не отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах своих" (Пр., 26,4 - 5). "Отойди от человека глупого, у которого ты не замечаешь разумных уст" (Пр., 10, 7). Обсуждая эти мудрые мысли применительно к интерперсональным отношениям, в необходимых случаях - навязчивые мысли и страхи у пациента - мы нередко переводим использование их в иную плоскость: с глупыми мыслями, как и глупцами, не связываются, лучше оставить их в покое.
Как мы неоднократно отмечали, около 2 / 3 от общего числа пациентов у нас составляют женщины, и у них в преобладающем числе случаев психологический конфликт находится в области семейно-супружеских отношений. Во многих случаях воспитание, характер, привычки и в целом уровень культуры женщин способствует этому конфликту, а подчас и определяет его. Прежде чем обсудить с пациенткой серию мудрых, но откровенных библейских истин, необходимо установить с ней взаимопонимание, иначе может случиться конфуз. "Дом и имение - наследство от родителей, а разумная жена - от Господа" (Пр., 19, 14). "Лучше жить в углу на кровле, нежели со сварливой женой в пространном доме" (Пр., 21, 9). "Лучше жить в земле пустынной, нежели с женой сварливой и сердитой" (Пр., 21, 19). "Непрестанная капель в дождливый день и сварливая жена - равны" (Пр., 27, 25). "Добродетельная жена - ве*нец для мужа своего; а позорная - как гниль в костях его" (Пр., 12, 4). "Мудрая жена устроит свой дом, а глупая разрушит его своими руками" (Пр., 14, 1). Иногда пациентку следует осторожно подвести к прочтению: "Что золотое кольцо в носу у свиньи, то женщина красивая и безрассудная" (Еккл., 11, 22).
Стремление к материальному богатству в ущерб нравственно-этических норм, а происходящее вокруг нас убеждает, что это нередко имеет место, разрушает и личность, и семьи, и молодые души. Поэтому: "Лучше блюдо зелени, и при нем любовь..." (Пр., 15, 17), "лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом полный заколотого скота, с раздором" (Пр., 17, 1).
Конструктивное обсуждение библейских истин встречает понимание у пациентов и приносит позитивный результат.
Нет практически ни одной темы в области невротических и поведенческих расстройств, которые не находили бы отражение в Книге книг, в их числе и суеверие, и половые извращения, и воровство, и предательство, и многое другое. Насколько важное значение библейские мудрецы, начиная с Моисея, придавали проблеме искоренения в своем народе суеверия и рудиментов язычества, демонстрирует суровое, но необходимое напутствие пророка: "Ворожей не оставляй в живых" (Исх., 22, 18).
Ждем Вас, желаем Вам здоровья!
С уважением, руководитель научно-исследовательской клиники «Медхэлп»
Переглянути вкладення 13240607