так я о нем и говорю. А дальше от альф и беты еще раз помыл, краской задул, и все. А гамма, ну а что гамма, она не опасна, пролетает на вылет, энергию не передает, там ее кот наплакал. Ну ладно, движки и впускное-выпоскнуое все выкинул, оно через ся все говно тянуло. И можно кататься. Тем более, вертолеты люминевые, этож не сталь, шоб переизлучать так. Да и стоят они огого. Но нет. Тупо все выкинули.
Повторю еще раз - ты просто неверно представляешь себе механизм всего этого дела. Для тебя существует какой-то страшный йод, а потом какие-то абстрактные альфа с бетой. На самом деле этот самый йод -это тоже бета, и там был не только йод-131, но и другие его изотопы.
Вообще непосредственно при делении урана -235 получаются в основном олово и молибден (их изотопы). Это вызвано тем, что ядро олова (50 протонов) - одно из самых прочных, и именно оно формируется внутри ядра урана (92 протона) перед его делением. Ну а все остальные протоны с нейтронами формируют ядро молибдена (42 протона) по остаточному принципу. Часть нейтронов удетает в свободный полет. Аналогично, плутоний(94 протона) дает олово (50 протонов) и рутений (44 протона).
Полученные изотопы олова, молибдена и рутения содержат огромный избыток нейтронов по сравнению со стабильными их изотопами и потому очень сильно бета-радиоактивны. Причем с короткими сроками жизни (доли секунд, секунды, минуты, иногда часы) и большой энергией распада. В результате бета распадов (а это всегда бета минус -т.е. превращение одного из нейтронов в протон) и получаются все остальные изотопы.
Запаздывающие нейтроны получаются тогда когда энергия очередного бета-распада оказывается достаточной чтоб вырвать из дочернего ядра нейтрон, который там плохо связан из-за их большого избытка в сравнении с протонами.
К примеру.
уран-235 захватил нейтрон и стал ураном-236. В нем 92 протона и 144 нейтрона. Энергия, принесенная нейтроном (для теплового нейтрона ее можно считать нулевой, а для быстрых она значительна) и энергия выделившееся при захвате нейтрона переводит новое ядро в возбужденное состояние. Оно начинает "пульсировать" (протоны и нейтроны в ядре урана "рады новому товарищу" и празднуют знакомство) и делится, когда в нем сформировывается группа из 50 протонов и скольки-то нейтронов (будущее ядро олова). Ну типа драка на свадьбе и последующее противостояние стенка-на-стенку.
Допустим, образовалось ядро олова-131 (50 протонов и 81 нейтрон). Еще 3 нейтрона сбегают от драки и улетают. Все остальные протоны и нейтроны формируют ядро молибдена-102 (42 протона и 60 нейтронов). Ядро урана делится, 3 нейтрона улетают , ядра молибдена и олова разлетаются в разные стороны, тормозясь в веществе и нагревая его.
А далее идет вот что. Олово-131 имеет период полураспада 56 секунд и превращается в сурьму-131. У нее период полураспада 23 минуты и она дает теллур-131. Тот (период 25 минут) -наш йод-131. Он через 8 суток дает ксенон-131, который уже не радиоактивен. Все эти превращения (от олова до ксенона) являются бета распадами, при них один из нейтронов в ядре превращается в электрон и антинейтрино. Улетающий электрон является бета-частицей и фиксируется как бета-радиация. Дочернее ядро иногда оказывается в возбужденном состоянии и выходит из него излучая гамма квант. Бета-частицы при торможении в среде также дают дополнительную гамму (причем чем плотнее среда -тем гамма сильнее, в воде тормозятся почти без нее, а в свинце с очень сильной).
Аналогично происходит и с молибденом-102. Цепочка бета-распадов такова:
молибден-102 (12 минут)->технеций-102 (5 секунд) -> рутений-102 (он стабилен)
Но необязательно при делении будут именно олово-131 и молибден-102. Могут быть олово-137 (даст потом цезий-137 и после его распада стабильный барий-137) и молибден-97 (он сразу стабилен) и 2 нейтрона улететь.
Мало того, не обязательно в начале будет пара олово-молибден. Реже, но образуются другие пары. Например лантан(57 протонов) и бром (35 протонов).
Допустим, возможна такая ситуация.
В ядро урана-238 попал быстрый нейтрон, только что получившийся при акте деления и не затормозившийся и суммарной энергии хватило на то чтоб спровоцировать деление нового ядра урана-239 (медленный нейтрон не вызывает деление урана-238, просто переводит его в 239 изотоп, из которого потом получается нептуний-239 и далее плутоний-239) и мы получили лантан-148 и бром-88, а 3 нейтрона улетело.
Далее имеем: лантан-148 (чуть больше секунды) -> церий-148 (1 минута) -> празеодим-148 (2 минуты) - > неодим-148 (стабилен)
С бромом будет интересней.
Сначала бром-88 -> криптон-88. Тут период около 16 секунд, что важно
Но выделяющаяся при этом распаде энергия столь велика, что ее иногда хватает перевести полученное ядро криптона-88 в очень возбужденное состояние, из которого он может выйти не только испустив гамма-квант, но и выбросив нейтрон (это требует энергии, но ее у возбужденного ядра достаточно)
Криптон-88 -> криптон-87 + n
Так получаются запаздывающие нейтроны, благодаря которым реактором вообще можно управлять. Ведь вылетают они не сразу а в среднем спустя 16 секунд после деления урана. Есть и другие изотопы, дающие такой эффект.
Дальше процесс идет так: криптон-87 (76 минут) -> рубидий-87
У последнего период полураспада 49 миллиардов лет, его можно считать стабильным, хотя очень-очень слабую радиацию он будет давать, превращаясь в совершенно стабильный стронций-87
Все вышенаписанное поясняет, почему в продуктах деления урана (и плутония) содержится масса самых разных изотопов. Просто неспециалистам знакомы только йод-131, цезий-137 и стронций-90. Но ими дело вовсе не ограничивается, и в первые недели там целый "зверинец". Просто вышеперечисленные наиболее примечательны: йод как основной бета-излучатель в первые недели, цезий и стронций как относительно долгоживущие и при этом порлучающиеся в довольно большом количестве.
И все это оседало на технике, попадало в поры краски и мелкие трещины, химически связывалось с самим металлом, из которого техника сделана и оставалось на ней. Долгоживущие изотопы будут вызывать радиоактивность этой техники еще очень и очень долго.