⚠ Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент та не бачать рекламу.
Не в газ, а в глаз
18th Октябрь 2018 anti-colorados
Как уже известно, польская энергетическая компания PGNiG подписала с Calcasieu Pass Global Venture и LLC і Global Venture Plaquemines (США) долгосрочный контракт на поставку сжиженного природного газа через терминал в Свиноуйсьце. Речь идет о поставках 1 млн. тонн СПГ или 1,3 млрд. м2 в год. Как отметил президент польской компании Петр Возняк, удалось заключить крайне выгодный контракт, который загружает существующие мощности терминала по приему СПГ и дает возможность наращивать поставки, в случае увеличения мощности принимающего терминала. Он отметил, что поставщик сделал предложение на 20% дешевле того, что предлагали россияне, и главное, поставщик не требует никаких условий дальнейшего использования газа. То есть, покупатель безусловно распоряжается полученными объемами природного газа на свое усмотрение, в частности, и для дальнейшей его перепродажи третьей стороне.
Руководство польского оператора природного газа открыто заявляет о том, что после истечения нынешнего контракта с Газпромом – не намерено заключать новый контракт.
...В свою очередь, поляки нашли другой выход из ситуации и не только взяли курс на отказ от российского газа, но и готовятся стать хабом для СПГ для Северо-Восточной Европы, то есть – войти в прямую конкуренцию с Газпромом. Москве в этом случае будет очень сложно продолжать давление, поскольку с подписанием долгосрочного контракта, она уже будут иметь дело с поляками в уже совершенно вдругом формате. Если раньше это было Москва+Берлин (не правда ли, довольно символичная аналогия?) против Варшавы, но та же конфигурация РФ+Германия против Польша+США и, наверное Катар, – совсем другой уровень игры.
Теперь, подкрепив свой тыл, поляки перешли в наступление в рамках ЕС и устроили Газпрому «второй фронт». Как известно, Газпром попал под серьезное антимонопольное расследование в ЕС, где обвинялся в нарушении требований «Третьего энергопакета», который предписывал демонополизацию газового рынка, и не только ограничивал максимальную долю рынка, но и запрещал совмещение в одних руках добычи, транспортировки и продажи газа конечным потребителям. Это как раз то, что собой представляет Газпром.
Что характерно, определения «Третьего энергопакета» выписывались таким образом, чтобы работал механизм предотвращения злоупотреблений монопольным положением на чувствительном и даже стратегическом, энергетическом направлении. То есть, рассматривались теоретические угрозы, которые могут быть сгенерированы монополистом. И вот расследование велось как раз по вопросу проверки деятельности Газпрома на соответствие тем теоретическим угрозам, которые были заложены в документ. Польская же сторона предоставила массу конкретных доказательств того, что Газпром не просто может совершить запрещенные действия, но уже совершил и совершает их регулярно и даже в большем объеме, чем то, что было изложено в теоретических выкладках. Фактически, Газпром уже продемонстрировал способность и желание вести энергетическую войну на уничтожение своих оппонентов. Именно польская сторона предоставила основной пакет этих доказательств. Но как мы все хорошо знаем, в ЕС нет своей коррупции, и потому они очень беспокоятся за нашу коррупцию, а потому, с учетом всех доказательств злоупотреблений Газпрома, там решили выйти на «мирное соглашение». Это значит, что все те нарушения и злоупотребления, которые безусловно совершил Газпром, ему перечислили и спросили, будет или не будет он такое делать еще, и оттуда сказали, что не будут. На том решили и закрыть это дело. Причем, Газпром как имел долю рынка больше, чем позволено, так ее и имеет, разве что Польша самостоятельно выпиливается из этой доли, да еще Литва с Румынией. А к тому же, Газпром как занимался добычей, транспортировкой и продажей конечным потребителям газа, так этим и занимается дальше. Грубо говоря, он подтерся Третьим энергопакетом как туалетной бумагой и не понес за это никаких наказаний.
...Так вот, теперь поляки развернули в ЕС мощную кампанию уже не только и не столько по поводу Газпрома, а по поводу того, кто и как принимает решения в его пользу. Фокус в том, что теперь поляки играют в газовые игры командно со Штатами, а это всегда становится интересно и более остро. По крайней мере, в Москве уже взвыли от такого тандема. А руководство PGNiG обещает, что не оставит в покое эту тему и найдет, как вернуться к этому вопросу с самой неожиданной для многих еврочиновников, стороны.
Думаю, мы скоро услышим что-то интересное о газе, Газпроме и тех европейских чиновниках, которые любят заключать с ним мирное соглашение. Кстати, тогда мы обнаружим, что наша, отечественная коррупция – цветочки, причем – уже хорошо пропалываемые цветочки, а вся красота коррупции цветет несколько западнее наших границ.