Устанавливая свои порядки, монгольские ханы прекращали междоусобицу, по-новому формировали государственное устройство. При этом они не ломали культуру покоренных народов, не трогали религию.
Одним из самых важных нововведений была иная организация торговых путей. В первую очередь они становились безопасными, отчего экономика страны начинала набирать обороты. Особое внимание уделялось дорогам. Их огораживали деревьями или камнями, строили «ямы» – почтовые станции, где можно было отдохнуть, заночевать, при необходимости поменять лошадей. Именно от этих ям и пошло знакомое нам обращение «ямщик». Безопасность дорог и переправу через реки обеспечивала особая служба – «караул».
Торговцы за пользование дорогами платили специальный сбор, а вот посыльные, что носились с депешами, от него полностью освобождались. Именно от них ханы и их ставленники узнавали обо всем, что происходит в этой огромной империи. Гонцы носили на шее специальную пайцзу – верительную бирку с надписью, которая давала им право не только на бесплатный проезд, но и на ночевку, смену лошадей, еду.
На границе государства с торговцев брали плату за товар – налог, который назывался «тамга». Именно от него и произошло слово «таможня». Сумма налога менялась в зависимости от категории товара. Например, драгоценности ввозились в страну бесплатно. Считалось, что это укрепляет финансовую систему государства. А вот самый большой налог – до сорока процентов – нужно было заплатить за вывоз кожи, которая была необходима для экипировки армии и хозяйства.
Именно Хубилай-хан впервые ввел в оборот бумажные деньги, которые можно было обменять на золотые или серебряные дирхемы. Сегодня их можно увидеть в Эрмитаже