немного о Коломойком
С
обственник группы "Приват", губернатор Днепропетровской области Игорь Коломойский и владелец группы "Континиум" (заправки WOG), народный депутат Игорь Еремеев начали информационную войну.
Коломойский через свои СМИ обвиняет депутата в зарабатывании миллиардов на государственных тендерах. У Еремеева утверждают, что "Приват" через подконтрольных менеджеров госструктур планирует заработать миллиарды на переработке государственной нефти.
Впрочем, истинная причина конфликта между олигархами может быть в другом. Согласно информации "Вестника госзакупок", компании обоих бизнесменов побеждают в тендерах государственных структур.
Компании Еремеева снабжают топливом "Укрзализныцю", а "Приват" через свою компанию "Авиас" продает бензин большому пулу госорганов, государственных и коммунальных предприятий. Предприниматели – прямые конкуренты на украинском топливном рынке.
Коломойский "убил" Херсонский НПЗ
В апреле на стол министра энергетики и угольной промышленности Юрия Продана попало письмо, подписанное предправления оператора магистральных нефтепроводов "Укртранснафта" Александром Лазорко.
В нем обосновывавается необходимость консервации нефтепроводов, поскольку по ним не осуществляется транзит нефти. россия (страна-террорист), основной клиент предприятия, перешла на альтернативные пути поставок нефти.
Лазорко предложил переработать технологическую нефть, 1,35 млн тонн которой сейчас находится в нефтепроводах, на Кременчугском НПЗ и отгрузить для сохранения на Дрогобычский и Надворнянский НПЗ.
Все три предприятия контролируются владельцем группы "Приват" Игорем Коломойским, который после бегства Виктора Януковича был назначен губернатором Днепропетровской области.
Средняя балансовая стоимость закачанной в трубы нефти – 510 грн/т. Вместо нефти в трубы предложено закачать водную или азотную смесь.
В дополнение к своему письму Лазорко сообщил Продану, что в первую очередь предлагается откачать с нефтепроводов 0,68 млн тонн. В результате их переработки компанией Коломойского "Укртатнафта" будет получено 400 тысяч тонн бензина и 214 тысяч тонн мазута.
Топливо планируется продать на аукционе. От его реализации госбюджет получит 860 млн грн в виде акцизов, убеждает Лазорко министра энергетики в своем письме.
Затраты на операцию, по расчётам "Укртранснафты", составят 730 млн грн. Кроме того, предприятия Коломойского получат за хранение по одной гривне в сутки за каждую тонну топлива.
Секрет консервации
Александр Лазорко не ответил на вопрос INSIDER, "чем продиктована инициатива консервации нефтепроводов".
Лазорко на должности в "Укртранснафты" считается креатурой Игоря Коломойского. До назначения он возглавлял Дрогобычский, а еще раньше – Надвирнянский НПЗ.
Глава набсовета "Укртранснафты" Игорь Рубан сообщил INSIDER, что откачивание технологической нефти – это отчуждение фондов госкомпании, и такой вопрос будет рассматриваться на заседании правительства.
"Консервация нефтепроводов с откачиванием технологической нефти и последующем закачиванием азотной смеси может навредить нефтепроводам. В таком состоянии они смогут простоять не больше трех лет", - считает Рубан.
По его подсчетам, на этой операции Украина может потерять миллиарды долларов, поскольку рыночная цена нефти, которую придется закачивать государству, в разы превышает балансовую стоимость сырья.
Министр Юрий Продан сообщил INSIDER, что у него нет данных о том, что от консервации нефтепроводов пострадает отрасль. По его словам, переработка технологической нефти вызвана необходимостью обеспечить страну нефтепродуктами.
"Откачивать нефть будут на тех участках нефтепроводов, где НПЗ не запустятся", - сказал он, не уточнив, о каком конкретно заводе идет речь. Продан сообщил, что решения о консервации нефтепроводов пока еще не принято.
На территории Украины находится шесть нефтеперерабатывающих заводов. Из них сегодня работает лишь один – Кременчугский НПЗ. Он принадлежит "Привату" и НАК "Нефтегаз Украины".
Дрогобычский, Надвирнянский и Херсонский (последний принадлежит Игорю Еремееву) остановлены из-за технологической устарелости.
Одесский НПЗ, находящийся в залоге ВТБ, остановлен из-за бегства из страны его предыдущего владельца Сергея Курченко, а работа Лисичанского завода заблокирована его акционерами – российской "Роснефтью".
Нефтепровод раздора
Как сообщили INSIDER источник в окружении Игоря Еремеева, 21 марта на участке "Херсон-Снигиревка" нефтепровода "Кременчуг-Херсон", который примыкает к Херсонскому НПЗ, сотрудники "Укртранснафты", проводя технические работы, компрессорами вытеснили технологическую нефть по трубопроводу в сторону Кременчуга.
В связи с этим "еремеевцы" обратились в милицию, открывшую по данному факту уголовное производство.
В выписке из реестра досудебных расследований, которая есть в распоряжении INSIDER, говорится, что в трубопроводе находилось 40 тысяч тонн нефти на 170 млн грн. Она якобы принадлежит ООО "Тирас-АРС".
В пояснениях следователю (которые также есть в нашем распоряжении) "Укртранснафта" говорит, что технологическая нефть была перекачана в принадлежащие ей резервуары. Нефти, принадлежащей частным лицам, в трубопроводе не было, утверждают в госкомпании.
В постановлении Комсомольского районного суда Херсона от 24 марта цитируются показания технического директора Херсонского нефтеперерабатывающего завода Николая Билыка.
В них он говорит, что в 2013 году работники "Укртранснафты" отрезали магистральный трубопровод "Кременчуг-Херсон" от нефтеперерабатывающего завода. А 21 марта 2014 года ему стало известно, что работниками "Укртранснафты" на 355 км у 26 задвижки участка "Снигиревка-Херсон" этого магистрального трубопровода "Кременчуг-Херсон" проводятся технические работы, во время которых откачивается нефть в сторону "Снигиревки".
Война компроматов
Лазорко ответил группе Еремеева через вышедший в эфир 9 апреля сюжет на телеканале "1+1", который контролирует Коломойский. В сюжете говорится, что частные компании пытались захватить 40 тысяч тонн государственной нефти.
"Луцкая фирма имеет нефть в вашем трубопроводе. А ее им отдала ровненская фирма. Поэтому мы приехали ее арестовывать. Отдайте", - пересказывает Лазорко слова следователя в интервью "1+1".
"В неофициальной беседе руководителям нашей станции (следователь) говорит, что если мы не вернем нефть на херсонский завод, то они силовой сценарий сделают. И бензовозами WOG, группы компаний "Континиум", принадлежащих Еремееву, вывезут своим транспортом эту нефть на херсонский завод", - продолжает Лазорко.
В ответ группа Еремеева запустила свою информационную компанию. 9 апреля в одном из электронных СМИ вышла статья заказного характера, в которой Лазорко и Коломойский обвиняются в попытке заработать на государственной нефти. Текст перепечатал сайт gazeta.ua. Далее баннер со ссылкой на перепечатанный текст был размещен на сайте самого посещаемого ресурса страны - "Украинской правды".
За день до этого на сайте телеканала "1+1" появился сюжет о Еремееве, который зарабатывает на подрядах по продаже топлива.
Как сообщал INSIDER, в 2013 году компании Еремеева на тендерах продали госпредприятию "Укрзализнычпостач", которое обеспечивает железную дорогу материальными ресурсами, топлива на сумму более 2 млрд гривен.
В начале 2014 года, по информации "Вестника госзакупок", компания "Вог Аэро Джет" Еремеева выиграла тендер железной дороги на поставки топлива на 2,6 млрд гривен.
Однако зарабатывает на государственных тендерах и Коломойский. В "Вестнике госзакупок" опубликовано более 100 объявлений о результатах тендеров по поставкам топлива на небольшие суммы, в которых победителем признана компания "Авиас" Коломойского.