Статус:
Offline
Реєстрація: 23.11.2006
Повідом.: 14314
Реєстрація: 23.11.2006
Повідом.: 14314
Флот Украины 2
Если завтра война: военно-морское бессилие
Ох "молодцы"!.. Крепнет независимость!
Тільки зареєстровані користувачі бачать весь контент у цьому розділі
Если завтра война: военно-морское бессилие
Задаваясь вопросом, что грозит Украине, если завтра война, в первую очередь стоит обратить внимание на море
Это понятно, ведь страны, которые когда-либо назывались возможными противниками Украины (а это Румыния, россия (страна-террорист) и Турция), имеют выход к Черному морю и, задумав агрессию, наверняка использовали бы свои военные флоты. Помимо готовности отразить нападение с моря, ВМС Украины выполняют и очень важную международную задачу: традиционно являются инструментом нашего военного сотрудничества как с отдельными государствами, так и их союзами.
Например, с Россией мы взаимодействуем на Черном море в рамках военно-морских учений серии «Фарватер мира», с той же РФ, Турцией, Румынией и другими странами региона — в рамках опять-таки военно-морской инициативы BLACKSEAFOR, по линии НАТО участвуем в антитеррористической операции в Средиземном море «Активные усилия», по линии ЕС — в антипиратской операции «Аталанта». Ко всему прочему на заре независимости Украина провозгласила себя морской державой, а это без сильных ВМС не имеет смысла.
Беззащитнее, чем в 1941-м
Однако на практике отечественные Военно-морские силы — не такая уж грозная сила. Хотя в их составе сегодня числится 26 боевых кораблей, что не так уж мало для масштабов Черного моря, но, по сути, это не полноценная группировка, а «куски» ЧФ СССР, которые Киев сумел выторговать у Москвы.
В итоге костяк ВМС Украины — эскадра разнородных сил. Ее ядром является бригада надводных кораблей, базирующихся в Севастополе. В нее входят флагман украинского военного флота фрегат «Гетьман Сагайдачний», корабль управления, один большой и один средний десантные корабли, два противодиверсионных катера. Военно-морские силы страны также составляют бригада ракетных катеров (четыре РК, два из которых типа «Молния» в ВМСУ именуются корветами), плюс бригада кораблей охраны водного района (пять малых противолодочных корветов и два морских тральщика). Самые новые и боеспособные корабли — малые противолодочные «Луцк» и «Тернополь» — еще советского проекта 1124М.
Таким образом, ВМС Украины — это, по большому счету, бессистемная группировка кораблей. Из нее можно выделить один–два корабля для участия в учениях, которые способны провести какую-то мелкую операцию (например, по борьбе с пиратами), но эффективно участвовать в полноценных баталиях против ВМС противника наш флот едва ли сможет.
Главное в том, что численность и состав наших ВМС не позволяют говорить о превосходстве даже над державами черноморского региона, гораздо меньшими по населению и размерам. Например, в составе румынского флота всего 14 боевых вымпелов, но семь из них — ударные корабли (в ВМС Украины таких всего четыре единицы). А это разница в огневой мощи, по которой наш флот при всей своей превосходящей численности проигрывает румынам в разы.
Кроме того, у Румынии есть подвод-ный флот, пусть и в виде одной дизельной субмарины, а у Украины и этого нет. В самом деле, не считать же боевой единицей отечественную подлодку «Запорожье», которой никак не удается отойти от причала!
К тому же Румыния имеет флотилию на Дунае, что выгодно отличает ее от нашей страны. Эти силы хотя и не впечатляют мощью, но в случае агрессии способны на первом ее этапе ощутимо поддержать наземную группировку. У Украины таких возможностей нет. Поразительно, но в этом плане мы куда беззащитнее румын, чем перед Великой Отечественной войной, когда СССР со стороны Украины имел на Дунае мощную флотилию. Сравнивать ВМС Украины с флотами России, Турции и вовсе бессмысленно. Разница здесь просто колоссальная.
Балласт в 93%
Вышесказанное — далеко не полная картина. Прежде всего потому, что мы сравниваем голые цифры. В составе ВМС насчитывается 24 боевых кораб-ля, но, понятно, это вовсе не значит, что все они готовы выполнять боевые задачи. Ведь можно иметь и сотню кораблей, а что с того толку, если в море способны выйти единицы?
Вот тут-то у отечественных ВМС наблюдаются самые большие проблемы. За последние годы немало и украинских, и зарубежных экспертов анализировали убогое состояние наших Военно-морских сил. Но мы обратимся к официальным источникам, благо из них пока можно почерпнуть нужную информацию. Так вот, согласно разделу I официального ежегодного издания Минобороны Украины «Белая книга-2010. Вооруженные силы Украины», на начало этого года были признаны боеспособными... всего 7% (!) кораб-лей и судов обеспечения ВМС Украины. Комментарии излишни.
Но это не все. Военно-морские силы — это не только корабли. Говорить об успешных действиях флота в современной войне без поддержки авиации невозможно. Может быть, хоть здесь у украинской армии есть какие-то серьезные успехи, которые помогли бы хоть как-то компенсировать сомнительную мощь ВМС?
Никак нет. Весьма показательным в этом плане был визит Януковича в июле 2010 года в одну из бригад морской авиации в Крыму. Напомним, Президент тогда поинтересовался, какое количество имеющихся самолетов поднимается в воздух. Ему сообщили, что из 20 истребителей бригады летать может лишь один. И ситуация, учитывая объемы финансирования Минобороны, в ближайшее время никак не изменится.
Подайте на горючее...
Однако и это не все. Можно иметь даже исправные суда, но чтобы выйти в море и выполнять возложенные задачи, им нужно топливо. Нефть и нефтепродукты недаром в прошлом веке называли «кровью войны»: без достаточного их количества армия и флот могут сразу сдаваться, поскольку воевать не смогут. И тут стоит вспомнить факт трехлетней давности, когда украинский корвет «Тернополь» в рамках операции «Активные усилия» вышел в Средиземное море, но без средств на горючее. В авральном порядке Минобороны отыскало 3,5 млн грн и проконвертировало их, чтобы обеспечить корабль горючим в портах стран НАТО. И это, заметим, не война, а заблаговременно, месяцами подготавливаемое мероприятие!
Так может, при Януковиче стало лучше? Да ни в коем случае! Минобороны официально признает, что выделяемых нынче средств на Вооруженные силы хватает исключительно на то, чтобы финансировать лишь три направления — денежное обеспечение, питание солдат и оплату коммунальных услуг. На остальное выделяется 25–30%, а на боевую подготовку — до 10% от необходимого. Причем при «мудром» правительстве Азарова цены на топливо постоянно растут, но в военном бюджете это как-то не сильно учитывается.
Недостаток горючего означает, что наши моряки выходят в море (а без этого полноценная боевая подготовка невозможна) эпизодически. Украина дожила до того, что треть (!) выходов в море наши суда осуществляют за деньги партнеров, например, в ходе украинско-американских учений «Си Бриз». А это означает, что экипажи не могут иметь надлежащий уровень подготовки.
Призрак корвета
Что же светит флоту в ближайшей перспективе? Казалось бы, на фоне того металлолома, который представляют собой наши ВМС, лучом света можно считать программу постройки первого украинского корвета. Но и здесь, как известно, не без проблем. «ВВ» уже писали о странностях в финансировании этого проекта, добавим лишь свежие факты, а они поразительны.
Так, при принятии военного бюджета-2012 директор департамента финансов Министерства обороны Украины генерал-лейтенант Иван Марко вдруг стал утверждать, что финансирование развития вооружений и военной техники в 2012 году будет резко увеличено. И уточнил: «Существенная сумма, а именно 433,6 млн грн будет направлена на создание корабля класса корвет, в текущем году — это 85 млн грн. Я хочу отметить, что продолжается проектирование этого корабля, ведутся переговоры с иностранными представителями, работающими в сфере судостроения. Не исключено, что будет привлечен Европейский банк для финансирования программы создания корвета, но это все предмет переговоров, которые проводит Министерство финансов».
Европейский банк — это, конечно, здорово, вот только непонятно, какое дело европейцам до обеспечения обороноспособности Украины. Как и неясно, захотят ли они вообще связываться с Киевом в этом вопросе. Пока это только пожелание военного чиновника, не более. Мы услышали цифру: на корвет украинское правительство в следующем году собирается выделить 433,6 млн грн. Конечно, обещать — не значит жениться, но все равно приятно. Сумма вроде бы немаленькая.
Однако все познается в сравнении. Весной этого года Кабмин, утвердив эту программу, установил, что постройка четырех первых корветов обойдется бюджету в более чем 16 млрд грн (по ценам 2011-го, а они постоянно растут). Если даже цены «замрут», то и тогда с темпами в 434 млн грн в год четыре корвета будут строиться... почти 37 лет! За это время в составе ВМС Украины сгниет все, что может, а эти корветы и будут олицетворять весь боевой состав наших ВМС. Если только они все же будут построены.
Борис ТАКАЕВ
Ох "молодцы"!.. Крепнет независимость!