Неизвестный впрыск
Анатолий Вайсман
Производственные тайны
Молодой человек, приехавший к нам на «десятке», насторожил своим рассказом. Случай в самом деле не из рядовых. Представьте: машина отлично едет со скоростью 100–120 км/ч, а через четверть часа мотор начинает дергаться и затем глохнет. Минут десять разрешается подремать, покурить, с подружкой побеседовать – раньше мотор не заведешь. Потом он оживает – и можно снова ехать, пока все не повторится сначала.
Владелец «десятки» посетил уже не один сервис, но причин странного поведения мотора там так и не определили.
Из рассказа владельца можно было понять: остановки мотора скорей всего связаны с его максимальным нагревом. Но что конкретно при этом отказывает? Может, насос? Вряд ли. Он далеко – в бензобаке. Впрочем, проверим. Подключили к топливной рампе манометр, пустили двигатель, включили газоанализатор. Поддерживая повышенные обороты, наблюдаем… К сожалению, мотор «поет» без нагрузки – тормозных барабанов у меня нет, но все же не теряем надежду. Минут пятнадцать давление топлива на уровне 2 МПа, мотор работает ровно, а потом оно начинает медленно снижаться. При 1,6 МПа появились перебои, а еще через минуту мотор остановился. В этот миг газоанализатор показал крайне бедный состав смеси – «лямбда» перевалила за 1,3.
Почему же падает давление? Выждав какое-то время, повторили опыт, и когда давление стало снижаться, я на секунду пережал шланг обратки. Ого! Оно скакнуло до 5 МПа. Выходит, насос отличный, а «дурит» регулятор! Остается только его заменить. С новым, разумеется, вновь повторили все то же – теперь стрелка манометра стояла, как когда-то караул у Мавзолея. Не открою Америки: регулятор давления – устройство несложное, но какие-то тайны могут быть и у него. Или у его производителей!
Через день удивительное совпадение: приезжает к нам VAZ 2115, владелец которого жалуется точь-в-точь на такие же фокусы машины, какие были у «десятки». Я, понятно, обрадовался: заезжай, дорогой, вмиг все устраним! Повесили на машину манометр, подключили газоанализатор, завели мотор. Все внимание на стрелку манометра. А она стоит как вкопанная. Нагревшись, двигатель аж заплясал, а давление в порядке! Но видим: углеводороды (СН) полезли вверх. В то же время Check Engine не горит, а компьютер ничегошеньки не замечает. Вот и верь прибору вслепую! Начинаем прикидывать: что еще может реагировать на нагрев? Не модуль ли зажигания? Рядом раскаленный блок. Подключили для пробы новый – пляска прекратилась (фото 1). Видно, производственные тайны есть и у тех, кто делает модули.